Многие наши читатели интересуются Аюрведой и практикуют Йогу. В этой рассылке мы поговорим о связи этих двух древнейших ведических дисциплин и о том, как знания своей индивидуальной аюрведической конституции могут помочь в достижении более существенного прогресса в практике Йоги.
Йога и Аюрведа – две сестры, имеющие общие ведические корни, и насчитывающие, по самым скромным подсчётам,
более пяти тысяч лет.При этом,
Аюрведу мы воспринимаем как древнюю традиционную медицину, позволяющую избавиться от множества болезней, и, как справочное пособие по правильной эксплуатации нашего тела, которое увеличивает возможности нашего организма, его долголетие и качество жизни.
Йога, вопреки распространённому заблуждению, не сводится только к гимнастической эквилибристике (
асанам) и дыхательным упражнениям (
пранаяме). А представляет собой –
глубочайшую по своей мудрости и охвату систему знаний из восьми дисциплин, которые кратко можно охарактеризовать так:
- Яма – этические законы социальной жизни.
- Нияма – практика личного развития.
- Асана – контроль над телом.
- Пранайама – контроль над жизненной силой (праной).
- Пратьяхара – контроль над ощущениями.
- Дхарана – контроль над мыслями (концентрация).
- Дхьяна – медитация.
- Самадхи – реализация.
Такая классическая восьми ступенчатая Йога (Аштанга-Йога) ставит в качестве своей основной цели – самореализацию человека, выход его за пределы своего внешнего мира и соединение его индивидуального сознания с нашим высшим «Я», господом Богом, Абсолютом, Космическим Разумом (выбрать нужное).
Поэтому оба этих древнейших ведических учения идут вместе. Без определённого уровня здоровья (Аюрведа) невозможно реализовать наше осознание (Йога). Или как говорится в русской пословице: «в здоровом теле – здоровый дух». Но, и без определённого уровня осознанности (Йога) очень сложно придерживаться предписаний Аюрведы по здоровому образу жизни и лечению.
Известный доктор Аюрведы и преподаватель Йоги – Давид Фроули писал: «И йога, и аюрведа отражают ведическую идею того, что мы должны жить в согласии с нашей уникальной природой и ее особыми возможностями. Согласно аюрведе, мы все обладаем разными индивидуальными конституциональными типами психики и тела. Требования в пище, физических упражнениях и образе жизни будут различны для каждого типа».
Поэтому наша личная практика Йоги также должна выполняться в соответствии с нашей индивидуальной конституцией. Асаны и пранаямы, полезные для одного человека, могут оказаться не эффективными, и даже вредными - для другого.
Асаны и пранаямы больше пойдут на пользу, если они планируются с учетом индивидуальных потребностей и типа аюрведической конституции практикующего человека.
И сегодня мы поговорим о занятиях Йогой (асаны и пранаямы) для людей Вата-типа и (или) с дисбалансом Вата-доши. А таких людей – большинство (60-70% всего населения нашей планеты).
Асаны Йоги для Вата-типа
Рекомендуется включить эти асаны (упражнения) в свой ежедневный комплекс:
- Сурья Намаскар (комплекс «Приветствие Солнца»).
- Адхо Мукха Сванасана (поза собаки лицом вниз).
- Тадасана (поза горы).
- Уткатасана (поза стула – полуприсед).
- Триконасана (поза вытянутого треугольника).
- Вирабадрасана I (поза героя).
- Парсвоттанасана (поза интенсивного бокового растягивания).
- Падангустасана (поза большого пальца стопы).
- Навасана (поза лодки).
- Сирсасана (стойка на голове).
- Поза Эмбриона.
- Випарита Карани (поза согнутой свечи).
- Сарвангасана (стойка на плечах).
- Виньяса для спины (серия движений для спины).
- Дандасана (поза посоха).
- Джану Сирсасана (поза «голова на колене»).
- Пашимоттанасана (полный наклон вперед).
- Базовая Вирасана (поза героя).
- Маричиасана III (скручивание мудреца).
- Савасана (поза трупа).
Эти асаны следует включить в свою регулярную практику с учетом их сложности и доступности для вас. Осваивать асаны лучше под руководством опытного инструктора йоги.
Манера исполнения асан для Вата-типа
Гармонизирующее воздействие этих асан на доши в значительной степени зависит от манеры их исполнения. Поэтому, выполняя эти асаны, представители Вата-типа должны придерживаться следующей манеры исполнения этих асан:
- Интенсивность движений: Вата-типам лучше всего преимущественно неподвижные позы, и медленные контролируемые движения с фокусированием сознания на дыхании.
- Время удержания позы: для развития стабильности Вата-типы должны удерживать позу так долго, насколько это не вызывает сильного напряжения.
- Дыхание во время поз: Вата-типам лучше всего использовать медленное, устойчивое, осознанное и глубокое дыхание.
Дыхательные упражнения (пранаяма) для Вата-типа
Дыхательные упражнения выполняются сидя в позе лотос, сукхасана и т.п., или просто сидя на стуле: спина прямая, позвоночник вытянут вертикально вверх, шея и голова на линии позвоночника, глаза прикрыты. Для холодной Вата-доши требуются «согревающие» пранаямы:
- Постарайтесь расслабиться и выбросить из головы все посторонние мысли. Сконцентрируйте внимание только на своем дыхании: вдох – мысленно произнесите: «СО-О-О», выдох – «ХУ-У-У-М-М». Выдох должен быть в 1,5-2 раза длиннее вдоха. Для этого лучше акцентировать свое внимание на выдохе, а вдох пусть будет произвольным (удлиняйте выдох, но не пытайтесь сознательно регулировать вдох). Пусть ваше сознание отслеживает все фазы процесса дыхания: вдох произвольный - «СО-О-О», пауза произвольная, выдох удлиненный – «ХУ-У-У-М-М», пауза произвольная и так далее.
- Вдыхать и выдыхать попеременно обеими ноздрями, закрывая и открывая противоположные ноздри большим и указательным пальцами. Например: большим пальцем закрыли правую ноздрю, сделали вдох левой ноздрёй, затем закрыли левую ноздрю указательным пальцем и сделали выдох через правую ноздрю. Затем: сделали вдох через правую ноздрю, удерживая закрытой левую ноздрю указательным пальцем, и сделали выдох через левую ноздрю, закрывая правую ноздрю большим пальцем. И так далее. Упражнение делать спокойно и без напряжения.
- Вдыхать через правую ноздрю, а выдыхать - через левую, закрывая и открывая противоположные ноздри большим и указательным пальцами. И так далее. Упражнение делать спокойно и без напряжения.
Выполняйте эти дыхательные упражнения 1-2 раза в день. Хорошо их совмещать с медитацией (концентрацией внимания на своём дыхании) и ароматерапией. Продолжительность 5-10 минут (но не стоит продолжать после появления ощущения кислородного
«опьянения»).
Представителям Вата-типа хорошо дополнить свою практику Йоги приёмом аюрведического тоника для Вата-дисбаланса –
Ашвагандхи (
Стресскома) или
аюрведическими препаратами, содержащими это растение:
Ментат Хималая,
Абана Хималая,
Фортеж Аларсин,
Иммун Гард Гудкеа,
Стресс гард Гудкеа,
Нараяна Кальпа Шри Шри Таттва,
Сумента Чарак и другие.
Ваша индивидуальная практика Йоги будет более эффективной и комфортной, если вы воспользуетесь нашими
товарами для йоги.
Помогите другим пользователям с выбором - будьте первыми, кто поделится своим мнением об этом посте.